Приветствие участникам торжественной линейки Государственного университета по землеустройству по случаю начала учебного года в 2022 г. От Народного артиста России, солиста Большого театра России, Председателя Правления Благотворительного фонда поддержки культуры и традиций малых городов Руси Владимира Маторина.
Уважаемый господин ректор! Уважаемые преподаватели, дамы и господа, гости!
Уважаемые студенты! Дорогие первокурсники! Дорогие друзья!!
Позвольте поздравить всех участников торжественной линейки с началом учебного года и пожелать всем душевной и телесной крепости, творческого долголетия, помощи Божьей и успехов во всех благих делах и начинаниях!
Предстоящий учебный год особый и в целом для России и для Университета. Это год подготовки к 245-летнему юбилею Университета.
Университет получил богатое интеллектуальное наследство. Так давайте вдумчиво и бережно к нему относится, хранить и достойно приумножать традиции, заложенные великими предшественниками.
Государственный университет по землеустройству является старейшим учебным заведением России, правопреемником Межевого института, основанным по ходатайству русского писателя С. Т. Аксакова перед императором Николаем I. Высочайшим Указом Император Николай I преобразовал Межевую школу в высшее учебное заведение – Межевой институт, а Первым Директором Межевого института назначил С.Т. Аксакова.
Для меня Сергей Тимофеевич Аксаков – яркий представитель элиты российского общества периода «золотого века» русской культуры.
Как видный общественный деятель, педагог и театральный критик с тонким эстетическим вкусом, широтой взглядов, обладающим «умным сердцем» он известен достаточно узкому кругу.
Сергей Тимофеевич Аксаков фактически явился одним из творцов того высочайшего явления в отечественной истории, которое называют теперь «золотым веком» русской культуры. Имя Сергея Тимофеевича Аксакова в отечественной культуре олицетворяет высокие нравственные качества, эстетические ценности.
Межевой институт родом из «золотого века» русской истории, это детище С.Т. Аксакова.
И хотя на посту Директора Аксаков был недолго, но его реформаторская программа в области образования и в течение двух веков показывает свою жизненность, важность и актуальность. Во время обучения в институте должен был готовиться не только высококлассный специалист, но прежде воспитываться патриот, воспринимающий свою профессию как духовное призвание и осознающий свою ответственность перед будущим. Без приобщения общества к культуре, без возможности духовно обогащаться, иметь возможность рассмотреть жизненные проблемы со всех сторон реализовать поставленные цели невозможно. Более того, Аксаков, как Директор, вполне справедливо полагал, что в воспитании благонравие учеников должно быть предпочитаемо их успехам.
Именно наличие воспитательного процесса в образовании, процесса приобщения молодого человека к духовным поискам подвергалось нападкам и критике в 90-е годы 20 века.
Отсутствие представительных учреждений и каналов выражения мнения общественности в России подталкивало общество к поиску форм самовыражения посредством культурных механизмов, которые были бы достойным способом интеллектуального общения человека с человеком, с обществом и властью.
Рождавшийся усилиями лучших людей, среди которых был и Аксаков, академический театр России, как и церковь, был призван оберегать душу человека и ее идеалистические ценности, связанные со стремлением к истине, красоте, справедливости, творчеству, с этикой самопожертвования, самоограничения. Именно для рождения такого театра много сил положил Сергей Тимофеевич.
Ведь не случайно институции академической культуры от театров, музеев до библиотек и консерваторий возникали при религиозных центрах и храмах, а в словарях слово ХРАМ определяется как место служения высоким духовным помыслам, как место, внушающее чувство глубокого почтения.
Государство, победившее Наполеона, должно было иметь символы величия духа своего народа, символы, воплощающие ценности человеческого отношения к миру. В острых спорах и борьбе мнений рождались идеи и символы величия духа и государственной мощи России.
Рождались и воплощались в жизнь идеи и символы величия духа и государственной мощи России в бурных и жарких спорах и дискуссиях периода формирования национального самосознания русского народа после победоносной войны над Наполеоном.
Будучи видным театральным критиком Аксаков принимает самое активное участие в них, ведет многогранную культуртрегерскую деятельность. И в том, что Большой театр, служить которому я имею честь, родился как символ мощи и величия русского духа России – есть заслуга великого гражданина России С.Т. Аксакова. Думается, уместно напомнить слова Томаса Манна, что театр превращает толпу в народ. Театр превращает не только толпу в народ, но и народ в нацию, которая осознает себя как некое наиважнейшее духовное и гражданское единство и определяет сама свое место бытия в мировой истории.
Реформаторская деятельность Аксакова в образовании, направленная на воспитание патриотов и служителей Государства Российского также являются важным вкладом в становлении национального самосознания и нации как таковой.
Аксаков сумел связать эти два процесса воедино, как дополняющие и обогащающие друг друга. Представитель элита России того времени – не прожектер, это – широко образованный человек, четко понимающий и осознающий цели и задачи, стоящие перед Россией.
Сегодня, исходя из исторического опыта образовательные институции России, пришли к необходимости использовать в воспитательном процессе молодежи опыт прошлых поколений. В образовательный процесс вводится Пушкинская карта для школьников и студентов, предполагающая обогатить внутренний, духовный мир молодых людей ХХI века.
Существенно поможет в успешном воспитательном процессе тесное сотрудничество светских учебных заведений с Русской Православной Церковью и Центрами академической культуры.
Дорогая молодежь! Наше будущее! Растите достойными полученного наследства, будьте достойны культуры и традиций великих предшественников России. Хочется сказать фразу, ставшую крылатой: ….любите театр, как люблю его я? …… силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Белинский, который кстати тоже в свое время работал в Университете предлагал не только активно посещать театр, жить в нем, но и умереть в нем. Любить и посещать театр надо, но умирать там молодым необязательно. С праздником, дорогие друзья! Любите и дорожите своей Альма Матер! Она достойна высокой и преданной любви!
Народный артист России, солист Большого театра России, Президент Благотворительного фонда поддержки культуры и традиций малых городов Руси ВЛАДИМИР МАТОРИН